Вместо предисловия
Объявили посадку. Через несколько
минут самолет Вашингтон-Москва приземлилс в
аэропорту Шереметьево. Большинство в самолете
наши. Мы все незнакомы. Но нас объединяет одно -
грустные лица.
И даже симпатичный ответственный
партийный работник, который молча просидел рядом
со мной восемь часов, когда колеса самолета
коснулись земли и нас привычно по-родному
тряхнуло всех, как кули с картофелем, грустно и
задумчиво вздохнул: Ну вот и Родина!.
Я его понимаю. Ему надо будет
рассказывать о том, как там плохо. О чем он
расскажет? О том, что их мостовые устланы
утраченными иллюзиями неимущих, а тротуары
вымощены страданиями эксплуатируемых масс?
Мне легче - я не ответственный
партийный работник. Я могу рассказать о том, о чем
хочу рассказать. Во-первых. потому что далеко не
все, уважаемые читатели, из вас бывали в Америке.
Во-вторых, не все в ближайшее врем туда поедут.
Еще не у всех есть там родственники.
Я понимаю, что об Америке много
написано: Горький, Маяковский, Ильф и Петров,
Жванецкий, наконец, Валентин Зорин и его
коллеги-журналисты и писатели, авторы
незабвенных утраченных иллюзий, классовой
ненависти и страданий эксплуатируемых масс. Я
думаю, каждому Америка должна понравиться и не
понравиться по-своему. Джоконда каждому улыбаетс
той улыбкой, которую он заслуживает. Я это понял,
когда один мой бывший соученик, ничего не
добившийся в жизни, сказал мне, что у Джоконды,
между прочим, завистливая улыбочка. Америка не
Джоконда. Но любую страну можно считать
произведением искусства того народа, который в
ней живет... Произведение искусства прежде всего
ощущаешь. Поэтому мне и захотелось рассказать о
том, какой мне ощутилась Америка и почему у
соотечественников при возвращении из Америки
грустные лица.
|